Школьная конференция. Итоги. PDF Печать E-mail

konf_itogi_00.jpg


  С 10 по 12 апреля 2019 г. в Воткинском филиале ИжГТУ имени М.Т. Калашникова состоялась V муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников, посвященная 100-летию со дня рождения легендарного конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова.
 

  Конференция «Первые шаги» была проведена при содействии Управления образования Администрации МО «Город Воткинск», АО «Воткинский завод», ООО «Завод нефтегазового оборудования «Техновек», ООО Электротехнический завод «Вектор».

 – В этом году конференция собрала рекордное количество участников, – сообщил директор Воткинского филиала ИжГТУ, кандидат технических наук Иван Александрович Давыдов. – 260 учеников 5-11 классов школ и организаций дополнительного образования г. Воткинска и Воткинского района представили 161 учебно-исследовательских работ и проектов. Больше всего проектов было заслушано на секциях «Научно-техническое творчество (робототехника)» - 38 и «Технология» - 23, «Биология, экология, химия» - 20, «Физика» - 15, «Информатика» - 12, что говорит о довольно высоком интеллектуальном и творческом потенциале детей и подростков нашего города.

 На торжественном открытии конференции удачного старта инновационной творческой деятельности детям пожелали заместитель начальника Отдела образования Администрации муниципального образования «Город Воткинск» Татьяна Ивановна Бородулина, проректор по материально-техническому развитию ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Юрий Геннадьевич Ситников, заместитель начальника Управления Информационных технологий по внедрению систем автоматизированного проектирования и автоматизированных систем технологической подготовки производства Акционерного общества «Воткинский завод» Алексей Владимирович Коньшин и коммерческий директор электротехнического завода «Вектор», кандидат технических наук Олег Анатольевич Аношин.

 Детям и школьникам была предоставлена уникальная возможность представить свои идеи и проекты по тринадцати различным направлениям высокопрофессиональному экспертному совету конференции, в который вошли учёные Воткинского филиала ИжГТУ и главные специалисты города и района.

 Председатель экспертной комиссии секции «Научно-техническое творчество (робототехника)» в младшей группе, доктор технических наук, профессор Максим Николаевич Каракулов отметил значительно возросший уровень подготовки участников конференции «Первые шаги-2019» по сравнению с проведёнными ранее конференциями. Реализация проектов с помощью современных наборов-конструкторов позволяет решать более сложные задачи, связанные с программированием роботов. Явно прослеживается тенденция к снижению возраста участников без существенных отличий качественного уровня проектов.

 Участники предлагали свои варианты решения широкого круга проблем: автоматизация утилизации мусора и научных исследований в области космоса, реконструкция исторических событий и даже использование роботов в театральной деятельности. Наиболее значительных успехов добились участники младшей группы, чьи проекты были весьма актуальны и, самое главное, несли инновационные идеи. Так, проект лауреатов, воспитанников д/с № 5 Елизаветы Шелеховой и Старшева Дамира, был направлен на автоматизацию работ по исследованию планет Солнечной системы (руководитель И.А. Васильева). В этом проекте была предложена оригинальная схема взаимодействия исследовательского оборудования с объектом исследования, при этом, несмотря на свой возраст (7 лет), участники показали высокий уровень эрудиции и подготовленности к решению нестандартных задач в этой области. Большой интерес вызвал проект автоматизации лифтового оборудования, который помимо стандартных логических операций, содержал и ряд решений, которые, возможно, в ближайшее время возьмут на вооружение разработчики лифтов.

 Председателем экспертного жюри секции «Научно-техническое творчество (робототехника)» в старшей группе являлся кандидат технических наук Виталий Алексеевич Смирнов. Участники секции представили ряд актуальных для города разработок. Большой интерес у членов жюри и гостей мероприятия вызвал проект воспитанника Станции юных техников Максима Кобылкова, который предложил оригинальную конструкцию плавучего робота для очистки поверхности водоёма, которая включала наряду со стандартными элементами конструктора Lego (датчики, исполнительные механизмы) вновь разработанные детали (руководитель М.В. Перевозчикова). Экспертное жюри также особо отметило проект RFID-сканера ученицы школы № 12 Софьи Поносовой, которой удалось собрать и запрограммировать рабочий прототип устройства на аппаратно-программной платформе Arduino. Эта программа позволяет узнать точное местонахождение какого-либо объекта, например товары на складе или в магазине, детали на производстве, люди, автомобили и многое другое. Руководитель проекта М.А. Круч. Во время проведения секции члены жюри не только оценивали проекты, но и совместно с участниками определяли дальнейшие направления работы над проектами.

 Победителями секции «Информатика», которую возглавлял А.В. Коньшин, в номинации «Проекты» стали ученики 10 класса школы № 12 Руслан Вьюжанин и Александр Гребёнкин, представившие мобильное приложение для создания дополненной реальности. Интересный проект, посвящённый внедрению в производство элементов искусственного интеллекта, представила ученица 10 класса школы № 12 Елена Камышева, предложив облегчить рутинную работу операторов месторождений по вводу информации в базы данных посредством применения голосового ввода. В номинации «Исследования» победительницей стала ученица 10 класса также школы № 12 Алсу Нуртдинова с темой «Упрощённая нейросетевая модель пласта». Руководитель всех проектов – преподаватель нефтегазового дела Сергей Вадимович Исупов.

 В возрастной категории 5 - 8 классы все участники секции выступали от Станции юных техников. Настоящим открытием для членов жюри и участников конференции стал доклад учащегося 4 класса школы № 10 Максима Лошкарёва, который представил разработанную под руководством его отца игру-тест «Математический конструктор». Второе место было присуждено ученику 7 класса Дмитрию Спехину за проект «Web-сайт «Памятники архитектуры города Воткинска». Бронзовым призёром стал ученик 5 класса Павел Фонарьков, представивший разработанную познавательную игру-тест по математике (руководитель Н.М. Безумова).

 Председателем экспертной комиссии секции царицы всех наук - «Математики» являлся кандидат технических наук О.А. Аношин. На секции прозвучало семь докладов. Далеко не каждому человеку удаётся увидеть красоту этой строгой и точной науки. Поменять для многих представление о математике как о кабинетной науке взялись Анастасия Бородулина, Алексей Макаров и Кирилл Сабреков, которые представили исследовательскую работу «Фрактальная реальность» (руководители О.А. Ившина и Н.А. Сюрсина). Фрактал – это самоподобное множество. Школьники выпускного класса школы № 17 продемонстрировали присутствующим возможность выразить математической формулой все окружающие нас фрактальные структуры: снежинку, лист растения или дерева, морозный узор на стекле, рябь водной поверхности и даже показатели кровеносной системы человека и неустойчивого финансового рынка – всё это может смоделировать и просчитать фрактальная геометрия.

 Первое место за проектную работу получила ученица 8 класса воткинского лицея Екатерина Зайнуллина, которая предложила оригинальный метод решения задач на движение с помощью графического изображения. Традиционно они решаются методом алгебраических уравнений. Разработанная методика позволяет визуально представить содержание текстовой задачи, а, следовательно, более эффективна и может быть использована при подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Руководитель проекта Л.А. Третьякова.

 Большую смекалку при подготовке и артистичность при презентации своих проектов проявили учащиеся на секции «Физика», рассказал куратор секции, старший преподаватель ВФ ИжГТУ Анри Гамлетович Элбакян. Как можно решить проблему, например, с зарядкой телефона, если он вдруг разрядился, а вы находитесь в лесу? Ученица 9 класса Воткинского лицея Анастасия Никулина показала, как можно в домашних условиях собрать термоэлектрический модуль, способный преобразовывать тепловую энергию в электрическую. Этот проект, выполненный под руководством Л.П. Ивановой, был единодушно отмечен экспертами дипломом I степени.

 Диплом I степени получила ученица 10 класса Светлянской школы Татьяна Соколова за исследование "Колокол - источник музыкального звука или шума?" (руководитель Г.Г. Вотякова). Она доказала, что колокола из латуни издают благотворный гармоничный музыкальный звук и обладают целительными свойствами, а колокольчики из железа производят лишь шум.

 Лидером секции стал также ученик 7 класса школы № 1 Александр Пономарёв с проектом "Метеостанция в домашних условиях" (руководитель Н.В. Шалавина). Он продемонстрировал устройство, легко собираемое на аппаратной основе Arduino, которое выводит на дисплей показания температуры, влажности и загазованности помещения. Так, если вдруг ночью в доме начнётся пожар или произойдёт утечка газа, то датчик срабатывает, и телефон непременно разбудит хозяев и спасёт им жизнь. Аналогичной наградой был отмечен и ученик 5 класса школы № 10 Александр Бородулин, представивший опыты с неньютоновской жидкостью (руководитель Н.Д. Сиверухина). Выводы его исследования могут оказаться спасительными для туристов и путешественников, забрёдших в болотистую местность или зыбучие пески, которые являются природной неньютоновской жидкостью.

 Интересные решения проблемы обледенения беспилотных летательных аппаратов предложили в своих исследованиях ученики 10 класса школы № 1 и Воткинского лицея Алексей Воротов и Екатерина Колосунина (руководители Н.В. Шкляева и Л.П. Иванова).

 По мнению эксперта секции «Технология», кандидата технических наук Владислава Михайловича Святского, все представленные на секции проекты по качеству изготовления были приблизительно на одном уровне, поэтому определяющим значением являлась грамотная презентация авторами своих проектов. Лидерами секции стали Антон Артёменко и Александр Кадочников, создавшие макет легендарного самолёта-истребителя «И-16» (руководители А.В. Усков и И.С. Маматов). Экспертов покорили глубокие знания учеников 6 класса кадетского колледжа о создателе самолёта и истории его использования, а также их чёткие ответы на вопросы экспертов.

 Победителями секции стали также проекты: «Изготовление декоративных металлических плетистых роз», выполненный учениками 8 класса школы № 10 Русланом Ибрагимовым и Яковом Большепаевым под руководством А.Я. Холмогорова, и подарочный набор шахматных фигур, изготовленных в виде былинных удмуртских богатырей учеником 7 класса Гавриловской СОШ Ильёй Красновым под руководством О.Н. Косачёвой и А.А. Косачёва. Оба эти совершенно восхитительные проекты имеют высокий потенциал коммерциализации.

 Важнейшим фактором научно-технического прогресса является социально-экономическое проектирование, так как источником инновационного развития страны является именно человек, причём творческий и успешный. Социально-экономическую секцию конференции возглавлял Роман Фаридович Талбутдинов, депутат городской думы МО «Город Воткинск», социально-ответственный предприниматель и общественный деятель. Эксперт секции, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация производства» Наталия Сергеевна Шайдурова сообщила, что наиболее высокие оценки на секции получил проект «Лицейское радио голосами 9б» за свою практическую значимость, придуманный и воплощённый учениками 9 класса МБОУ «Воткинский лицей» Дарьей Юшиной и Артемием Талановым (руководители О.А. Нельзина и М.В. Сивкова). Эксперты дали свои рекомендации по коммерциализации данного проекта и его продвижению в другие школы города и Воткинского района.

 Интересные и социально-значимые проекты предложили воспитанник МБУ ДО «Станция юных техников», ученик 5 класса Степан Фоминых «Создание лаборатории бережливых процессов для школьников» (руководитель к.т.н. Р.Л. Фоминых) и ученик 6 класса Удмуртского кадетского корпуса (УКК) Герман Давков «Создание тактильной книги для детей с нарушением зрения как вид социального волонтерства» (руководитель А.Х. Сафиулина).

 Исследование «Почему бывают «отличники» и «двоечники»?», проведённое учеником 6 класса, воспитанником МБУ ДО «Станции юных техников» Захаром Фоминых под руководством его отца, к.т.н. Р.Л. Фоминых, получило наивысшую оценку экспертов за научный подход и владение автором специальными терминами. Результаты этого исследования могут быть широко использованы как правила на пути к успеху в учёбе.

 Целью учебно-исследовательской конференции «Первые шаги» являлось приобщение детей с юных лет к исследовательской деятельности. Её итогом стало выявление талантливых детей, мыслящих оригинально и нестандартно. Дальнейшее развитие их способностей с помощью индивидуальных образовательных траекторий позволит им вырасти в незаурядных и успешных личностей. Преподаватели Воткинского филиала ИжГТУ подготовили несколько образовательных программ для развития потенциала талантливой молодёжи. Полный список победителей можно посмотреть на сайте ВФ ИжГТУ имени М.Т. Калашникова: http://vfistu.ru/

Ольга Ларионова

 Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::  Школьная конференция. Итоги. ::